Развиваем память. Как обмануть кривую Эббингауза

Кривая забывания или кривая Эббингауза была получена вследствие экспериментального изучения памяти немецким психологом Германом Эббингаузом в 1885 году.

Через час забывается – до 60%  только что изученного. Затем процесс забывания несколько замедляется. Через 9 часов мы помним 35%изу ченного. Через день – 33%. Через трое суток – 20%. Через месяц – около 20%. Эта кривая относится к механическому запоминанию, т.е. бессмысленного (с нашей точки зрения) текста.

Как можно увеличить время сохранения изучаемого  материала в нашей памяти ?
1. Забывание происходит гораздо медленнее, если текст нами понят.

Если мы пытаемся запомнить материал, не понимая его, то процесс забывания будет происходить в соответствии с кривой Эббингауза. Но если мы улавливаем логику, взаимосвязи, принципы изложенные в тексте, то это поддерживает наш уровень запоминания.

Можно сделать вывод – чтобы запоминать нужно понимать. Понимание причинно-следственных связей, закономерностей, отношений между фрагментами материала – все это создает ядро материала, его стержень. И подобно магниту к нему притягиваются другие факты и дополнительные детали.

Существует даже  метод, который можно назвать «выращивание дерева» (информационного дерева). Но, к сожалению не все можно понять. Как быть с датами, именами исторических героев, географическими названиями и тд. В этом случае на помощь приходят  ассоциации и другие мнемонические приемы.

2. Если прочитать перед сном, то сон – замедляет процесс «стирания информации».

Наблюдения показывают, что действительно, информация выученная перед сном запоминается легче и хранится в памяти дольше. Т.к. между стадией забывания и стадией воспроизведения нет «тормозящей» деятельности. 

Имеется в виду, что не возникает новых впечатлений, которые могут заполнить память и соответственно создать сложность в поиске нужной информации. Больше хаоса – сложнее искать.

3. Внутренний будильник  (подробно описан в книге Ю.Ю. Чудина-Эттер «Тренировка памяти»).

Изучая что-либо, мы планируем когда эти знания нам понадобятся: через день, месяц, год. Рассуждая подобным образом мы отсылаем материал либо в кратковременную память (если материал нужен завтра), либо в долговременную (если понадобится в будущем) и тем самым заводим «внутренний будильник».

Единожды прочитанное, даже без многократного повторения сохраняется лучше при заведенном «внутреннем будильнике», т.е. внутренней установке. Дальнейшее правильное повторение, еще больше увеличивает шанс на хорошее запоминание.

4. Как правильно повторять?

Изучать нужно законченными частями и повторять каждую часть сразу после изучения. Это необходимо сделать, поскольку до 20-40% информации забывается через 20 минут.

Если мы пытаемся повторить через неделю, то фактически это будет означать – вновь изучить материал.

Рациональный ритм повторения:

Если есть два дня:

  • первое повторение — сразу по окончании чтения;
  • второе повторение — через 20 минут после первого повторения;
  • третье повторение — через 8 часов после второго;
  • четвёртое повторение — через 24 часа после третьего.

Если нужно помнить очень долго:

  • первое повторение — сразу по окончании чтения;
  • второе повторение — через 20-30 минут после первого повторения;
  • третье повторение — через 1 день после второго;
  • четвёртое повторение — через 2-3 недели после третьего;
  • пятое повторение — через 2-3 месяца после четвёртого повторения
  • режим должен подбираться индивидуально, методом проб.

Вывод из всего сказанного можно сделать следующий, чтобы увеличить процент запоминаемого материала необходимо:
Понимать прочитанное.
Давать внутреннюю установку на срок запоминания.
Рационально организовывать процесс повторения

Share on facebook
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on google
Share on whatsapp

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

error: Копировать на сайте запрещено
Пролистать наверх