Психологическая инициация женщины

Традиционно под понятием «стать женщиной» в обществе понимают первый сексуальный опыт, вступление в брак, рождение ребенка. Однако это в основном физиологические признаки, которые хотя и несут некоторый психологический опыт, но не исчерпывают понятие «Женской психологической инициации». Для реальной инициации нужен внутренний переход из одной стадии в другую.

Оглянувшись вокруг, вспомнив своих знакомых женщин, вы наверняка найдете среди них и «Вечных девочек» —  которые ведут себя словно пятнадцатилетние школьницы и в 35 и даже в 60. Найдете и «Железных леди», которых и язык-то не очень поворачивается назвать «Женщина», потому что женская у них только физиология и внешность, но характер, стиль мышления, тип отношений с людьми — во многом мужские.
С давних времен по сегодняшний день ведется спор — что же такое «Быть Настоящей Женщиной»?  Про это пишут стихи и книги,  снимают кинофильмы и ставят пьесы, но, тем не менее, понятие «Настоящая женщина» каждый человек понимает по-своему.


А между тем, всем нам  с детства известна  яркая представительница этого типа  — Василиса Прекрасная. Не менее  известны и другие сказки про женскую инициацию — «Морозко», «Крошечка — хаврошечка», «Золушка», «Сказка  о мертвой Царевне» и другие. Однако настоящей женщиной героини становятся только к концу сказки, а основной сюжет посвящен процессу инициации.
Все мы родом из детства… От того, была ли настоящей женщиной мать девочки, зависит женская судьба дочери, а потом — ее собственной дочери и т.д. Такая вот матрешка, уходящая корнями в далекое прошлое и устремленная в будущее.

В каждой семье, где растет девочка, изначально присутствует набор ролей: Отец — Мать- Ребенок. Когда девочка вступает в подростковый возраст и становится девушкой, роли меняются: в семье присутствуют Мужчина (отец) — Женщина (мать)  и Молодая женщина (дочь). Соответственно должны поменяться и отношения — родителям необходимо  УВИДЕТЬ, что дочь выросла, что она уже не ребенок,  изменились ее потребности, образ мыслей и пр. Они должны ПРИЗНАТЬ этот факт, во многом изменить свое поведение по отношению к дочери, РАЗРЕШИТЬ ЕЙ становиться ВЗРОСЛОЙ, отделиться от родителей и начать искать СВОЕГО МУЖЧИНУ среди сверстников. Львиная доля во всем этом принадлежит матери.

Во-первых,  потому, что отцы часто заняты на работе, а воспитанием, как правило, занимаются матери.
Во-вторых, кто еще может передать сакральный опыт женственности, как не мать, которая имеет этот опыт в любом случае больше, чем он есть у дочери на момент  созревания.

И здесь возникает ряд сложностей.
Женская конкуренция. Потому что на самом деле в этом процессе две линии инициации — когда дочка превращается в молодую женщину, ее мать постепенно переходит в фазу стареющей женщины. Нужно немало мудрости, терпения принимать свои возрастные изменения! Осознавать, что «И кожа  уже не та, и фигура расплывается, хотя с диет не слазишь, и мужчины оглядываются все реже….» И все эти тягостные изменения — на фоне расцветающей красоты собственной дочери, у которой — все в настоящем и будущем — любовь, поклонники, восхищенные взгляды мужчин!… Здесь и появляется чисто женская зависть стареющей женщины к молодой красавице, неслучайно во всех женских сказках основная соперница героини — мачеха, которая стремится «сжить со свету» падчерицу.
В наши времена мало что изменилось — по-прежнему женщинам сложно расставаться с былой красотой, уметь принимать свой возраст. Хорошо, если эти процессы осознаются и контролируются. Однако часто зависть к молодости и конкуренция «отыгрываются» напрямую, маскируясь под добродетельное: «Я тебе добра желаю!»
Наверняка,  можете вспомнить из собственного опыта или рассказов подружек «добрые» высказывания матерей: «В короткой юбке ты выглядишь как проститутка!», «На дискотеку? Только через мой труп!», «Никакой косметики! Скромность — лучшее украшение девушки!» и т.д.   Согласитесь, сложно в такой обстановке почувствовать радость от своей сексуальной внешности, не стесняться  своей фигуры, научиться ощущать свою женскую часть и гордиться ею.
Опыт собственной психологической инициации. У матери, как отмечалось ранее, не всегда есть подобный опыт. Возможно, ей  не повезло  со своей матерью, которая  научила бы ее — как быть Женщиной. Поэтому мать сознательно и бессознательно транслирует дочери только то, что имеет. И тогда звучит: «Счастье для женщины — ее дети»,  «Главное — будь независимой от мужчины!», «Все мужчины — эгоисты!» и т.д.

Хорошо, если в окружении молодой девушки все-таки есть инициированные женщины — тетушки,  более взрослые подруги, коллеги по работе. Тогда  у девушки есть шанс «добрать» необходимый опыт, пройти по  дорожке Женской инициации дальше, чем ее мать.
Таким образом, есть два пути психологического развития женщины:
Если мать инициирована — она дает дочери разрешение быть женщиной — дочь «умирает» как девочка и «рождается» как женщина и со временем выбирает своего мужчину на рынке женихов.

Если мать неинициирована — мать запрещает дочери быть женщиной — дочь выбирает асексуальность. Варианты этого могут быть различными. Дочь может подчиниться и всю жизнь играть роль «Вечной девочки», «Наивной дурочки». Или, наоборот, из чувства протеста выбрать противоположный по отношению к матери сценарий — с частой сменой партнеров, несколькими браками. Несмотря на утрированную внешнюю сексуальность этого образа — внутри героиня ощущает свою женскую несостоятельность, неспособность жить счастливо с одним партнером. Третий вариант асексуального поведения  — изоляция себя от  отношений с мужчинами. Это может быть уход в работу («Железная леди», «Синий чулок»), в религию («Монашка»), в заботу о родственниках и чужих детях («Добрая тетушка» постепенно превращающаяся в «Бабушку»)
Итак, подведем итоги. От того, являешься ли ты, дорогая читательница, Женщиной зависит — сможет ли пройти сложный путь психологической инициации твоя дочь (реальная или пока существующая в твоем воображении), а также (возможно!) все твои потомки по женской линии.  Ответственно? Очень. Но это означает, что многое — в наших руках — обрести (или сохранить) «Женское счастье» можно  — анализируя, какие именно модели поведения мы унаследовали от своих матерей и других родственников по женской линии. Это можно делать самостоятельно, а также в индивидуальной и групповой работе с психологом.

Колпакова Галина,
аналитический психолог,  Москва.

Литература:
1.      Роберт А. Джонсон: «Она», институт общегуманитарных исследований, Москва 1996г.
2.      Р. Ефимкина, М. Горлова «Психологическая инициация женщины», сборник «Российский гештальт», Новосибирск — Москва 1999г.
3.      М-Л. Фон Франц: «Психология сказки», Б.С.К., Санкт-Петербург 1998г.

http://www.planetapsy.ru/psihologiya-zhenschiny/psihologicheskaya-iniciaciya-zhenschiny

Share on facebook
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on google
Share on whatsapp

2 комментария к “Психологическая инициация женщины”

  1. Аватар

    Валя, а как пройти эту инициацию? или понять, что она уже пройдена?
    Инициация — посвящение — правильно я понимаю?
    Обнимаю!!

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

error: Копировать на сайте запрещено
Пролистать наверх